Alex (sashka_merlin) wrote,
Alex
sashka_merlin

Наука детям

Сегодня ходили с Сэмиком на детское научное событие "Лаборатория звука воздуха воды".
Сэмик, как понятно, счастлив до предела. Планов громадье и фонтан, который не заткнуть.
А я, видимо на фоне жуткой мигрени, наконец-то сформулировала мысль, которая долго не давала мне покоя.

Мне не нравится, когда науку преподносят как чудо, без объяснений. Или с неправильными объяснениями. По-моему наука на то и наука, чтобы понимать, а не верить. Наверное кто-то скажет, что это хорошо для развития мотивации, поддержки интереса. Охотно верю, я наблюдаю это на Сэмике. Но мне очень интересно, что когда-нибудь потом образуется в его голове.

Мы дома читаем довольно много научных книжек и энциклопедий. Знаем наизусть всего Чевостика, регулярно слушаем карманного ученого. И Сэмик понимает довольно много всего. Но сейчас стало какое-то дикое количество карточек и книжек типа "1001 опыт дома с детьми". И там очень подробно написано что и как надо сделать. И частенько совершенно не написано "ПОЧЕМУ?" оно так работает.

Вот когда мы детям показываем не-ньютоновскую жидкость - то что они понимают? А что такое ньютоновская жидкость? А почему эта странная субстанция так себя ведет? Ну вот кто может это реально объяснить. И кто объясняет детям?
Ну чудо ведь! Посуху ходить можно!

Мне ужасно нравилась книга "Сказочная вселенная", в которой, несмотря на название как-раз все объяснено доступно, понятно и по-порядку.

А вот приводишь ребенка в научный музей и там всего понатыркано, почти никаких объяснений, одни форменные чудеса!
Или приводишь на занятие, там кучу всего понаделали, позапускали, поклеили и понаблюдали и кто из детей задался вопросом "ПОЧЕМУ?" Почему оно все так?
И если в детской математике я подозреваю, что все эти игры с предметами действительно наводят на правильную мысль. Действительно, вся эта арифметика въедается в печенки, в самое нутро. Потому что она простая и на самом деле понятная. А тут еще и такое доходчивое доказательство.

А вот физика, химия и биология, которую мы пытаемся дать детям таким же способом мне не кажется достаточно простой, чтобы быть понятой также интуитивно.
Вот простой пример: мы с Сэмиком набили стакан доверху фасолью, поставили на блюдце и стали смотреть, как "фасолины убегают из стакана"
- Сэмик, как ты думаешь, почему?
- Ну они водички попили и стали толстеть.

(ну я такая радостная, мол ребенок все понял)

Сэмик утром смотрит на тот же самый стакан долго-долго.
- Сэмик, ты на что там смотришь?
- жду когда они все из стакана убегут.

Вот вам и результат. Он реально ждал, что стакан в результате останется пустой, а все фасолины сбегут.

А что вы думаете по поводу науки детям? Многое ли вы объясняете? Понимают ли вас дети и надолго ли они вас понимают?
И самое главное, а как вы поддерживаете интерес? И не просто желание "чуда" и "фокуса-покуса", а вот это извечное "почему?", желание допытаться до причины, объяснения. А не довольствоваться просто словами которые услышал, но не (до конца) понял. И где он вообще этот конец?

PS: Сэмику надо сказать, сегодня страшно понравилось. Уже засыпая он так мечательно бормотал: и в следующую субботу опять будет научный кружок. И не так быстро, а долго-долго.....
И еще он взял с меня обещание каждый день устраивать один научный опыт с объяснениями. Сегодня мы в 1001 раз запускали ракету на луну.

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 17 comments