Alex (sashka_merlin) wrote,
Alex
sashka_merlin

Categories:

Школа на рубеже 3-4 классов

Полезно для 4го класса:
https://nashol.com/2014042977099/4-klass.html
Дети и наука
ВПР с ответами, можно распечатать и дать решать сразу все пачкой распечатать не выйдет, надо кликать =(
http://vcevce.ru/om-4-p/ - парадоксальный ресурс. Решебник с видеоответами. Я бы использовать не стала, но в окружайке бывают такие места, где смотришь в книги и вообще не понимаешь, чего они хотят - если тетради совпадают - тут есть ответы. Короче, весь пафос тут можно списать, хотя не понятно зачем =)
видеоуроки, безсистемно, но если нужны какие-то видоматериалы - покатит

Все-таки надо как-то сформулировать и структурировать мысли после аттестации.
3й класс. Год был тяжелый эмоционально, но с точки зрения материала ничего вызывающего затруднения не встретилось. В четвертом классе все еще проще, если бы не необходимость отполировать все знания и умения аж с первого класса для сдачи ВПР.

Собственно проблемы:
Эмоционально - это "не хочу делать уроки и не буду! И мне плевать, что ты говоришь, мне на все плевать"
При ближайшем рассмотрении и сочувствии выясняется причина. Веренее их две:

- Первая и, наверное, самая грустная. Неумение много писать. Причем много, это курам на смех - 3-4 предложения и уже истерика и отказ. Причем пишет ребенок нормально, просто как с ранним чтением: нет навыка просто писать. Писать, как служебная функция, а не как основное занятие.
Тут я примерно пол года бесилась, какого мол хрена в 9 лет не уметь просто писать. Потом вникла, и у меня волосы на голове зашевелились. В Голландской школе не пишут. Вообще не пишут. Т.е. они как-то научили детей письменным буквам немного и все. Нет у них письменных работ. Нет списываний, нет письменных развернутых ответов, ничего этого нет. Есть один галочки и палочки в угадайках-тестах и рабочих тетрадях. Подчеркнуть? Обвести? Нет, не слышали о таком. Циркулем пользоваться научили, но навык не применяли вообще. И, по большому счету, многое за компьютером.
Отсюда и результат. Ребенок вообще морально не готов писать руками. Страница диктанта вводит его в состояние усталости как после 3х часовой интенсивной тренировки. При этом не сказать, что он вот прямо буквы вырисовывает, нет, этот этап мы уже прошли, но увы, до писания конспектов и записывания мыслей не дошли. Что делать не понятно. Устраивать дома обструкции из переписываний классики я как-то не нахожу сил. Но делать что-то очень надо. Объемы писанины в русской школе растут экспоненциально и в 5 классе предполагается, что ребенок на письмо вообще сил и времени не тратит, просто сказали - он записал.

- Вторая, тоже не намного менее грустная: необходимость непрерывно думать. Это тоже мышца, которая у ребенка совершенно не тренирована. У нас в течение года доходило до слез: маама, я не могу столько думать, маама, в этих русских заданиях надо думать всегда!!!! АААА!!!!
По-началу я недоумевала: Сэмич, а что у тебя в школе думать не надо? Ну ведь у тебя суперски в голландской школе, что тут то сложного?
Ну и опять таки выясняется, что единственный предмет где немножко надо думать в голландской школе - математика. Но, думать там надо катастрофически мало. Все больше читать и считать. А думать если и надо, то точнехонько по указанному в упражнении шаблону. И упражнений на несколько шаблонов сразу не бывает. Т.е. у тебя над заданием написано правило или пример и ВСЕ задания упражнения решаются в соответствии с этим примером, чаще всего простым подставлением на нужные места. Поэтому думать вообще-то не надо. Надо подставить в нужные места нужные цифры и телемаркет. Еще, бывает, надо вспомнить (например про отношение между сантиметрами и дециметрами)... но с памятью то у Сэмика вообще никаких проблем нет.

А теперь смотрим в российские тетради... и тут картина вообще другая (и у меня язык не поднимается сказать, "увы", я скорее рада). Большинство упражнений по любым предметам на смесь правил и заданий:
- подчеркни все известные тебе орфограммы в этом тексте и выпиши слова по группам орфограмм
- найди подлежащее и сказуемое, разбери сказуемое по составу и сделай морфологический разбор подлежащего
- найди все слова третьего спряжения и запиши в 2 слолбика множественное и единственное число
- сделай прикидку результата, найди точное решение, сравни прикидку с решением, проверь результат (имеется в виду обратное действие)
- на английском постоянные "поставь в правильное время" но при этом в голландских книгах у тебя будет все упражнение на вписывание is, а в русском будет смесь единственного, мноественного чисел, разных лиц и особый шик, где еще и про время догадаться надо: и какое из настоящих, и прошедшее и будущее....
- в английском постоянные "переведи на английский" и все предложение. А в голландском таких заданий вообще нет... только вставь пропущенное слово или, что чаще, выбери нужную форму (где даже в выборе всего 2 варианта и правильный супер-очевиден)
- вообще с английским атас полный. Русская школа реально вываливает на детей всю сложность письменного языка с его тонкостями и грамматической путаницей. В Голландской школе вписал верное слово (соединил линией) и уже молодец. А еще чаще просто соединил предложение с картинкой или проставил галочки к верным предложениям по тексту. И опять таки в русских тетрадках надо много писать... очень много, потому что заданий с галочками в английском языке в третьем классе нет.

И это я не беру в рассчет межпредметные задания. Я как-то уже показывала, какие удивительные появились тетрадки с межпредметными контрольными, где задания по всем (ну ок, по трем) предметам: русский, математика и окружайка сплетены в одно и сделаны на основе некоего текста, вокруг которого все и вертится.

Такие контрольные мы тоже решали, примерно одну в неделю. И после первого удивления ребенок с ними довольно сносно справлялся. Тут могу сказать редкое спасибо голландской школе: с таблицами и графиками они детей работать научили.

Ну со сложностями, кажется все. Точнее все, если вы считаете что п1 и 2 - это мало. На самом деле это действительно краеугольный камень. И весь год я об это вот билась: тяжело писать, устаю думать, ничего делать вообще не хочу. И это при том, что материал то ребенку в-принципе, знаком.
9 правил орфографии? Умножение-деление? Фактически учить там нечего, надо автоматизировать, закреплять и переводить на новый, более взрослый уровень.

Ну и из-за всех этих проблем обучение как во втором классе совершенно не пошло. Приходилось придумывать новые варианты, альтернативные подходы и прочее-прочее-прочее. Именно поэтому, с этого года в наше обучение довольно плотно вошел компьютер. Началось все с uchi.ru который после месяца использования я в ужасе закрыла. Да простят меня создатели - это для дебилов.... и совершенно не соответствует уровню программы. Как можно чему-то там научится для меня секрет. Мы честно попробовали несколько классов, но это ни о чем.... И, по моему, мотивировать надеванием на динозаврика нового вида кепочки можно только дошкольников.

С учи ру мы быстренко слезли на internrturok который на самом деле представляет собой обычные школьные уроки, но только в видео формате. Ну ок. Ничего. Полезно. Но тоскливо до безумия. Учителя там совершенно не обаятельные. Смотреть это ребенок будет только из-под палки. У нас это было альтернативой "читать учебник вслух" и ребенок чаще соглашался смотреть видео в машине. Тесты там буквальные. Ничего, покатит для зазубривания материала.

Поскольку качественных материалов не хватало катастрофически мы пробовали все возможное и в результате пришли вот к чему:

Математика на pelicanbook.ru - хит сезона, но действительно требует времени и мозговых усилий. Мы начали не с начала года и догоняли по ходу, в результате закончить второй семестр не успели. Надеемся допинать летом. Но мотивация ребенка к концу года понизилась (в соответствии с возрастанием сложности). Но это ТОЛЬКО задачи.
Необходима еще геометрия. Понятия мы выучили играя в Геометрику от банды умников (но игра скучная и я себя буквально заставляла в нее играть). Еще помогли плакаты от Банды где все эти понятия нарисованы... Плакаты висели у Сэма на стене и он большинство понятий выучил. С секторами и сегментами на плакате ботва - интуитивно не понятно, вернее оказалось понятно неверно и мне пришлось ребенка переучивать, когда я заметила.
Отдельно просмотрели все геометрические темы на интернетуроке (в голландской школе вообще нет геометрии)
На 4й класс большой вопрос - что делать с геометрией.


Русский - справлялись сами, слушали Мел-чернилыча, Радионяню (это супер!!!!) и писали-писали-писали диктанты.
Разборы все выучили, но, поскольку учили в начале года к экзамену Сэмич все благополучно забыл (не довели до автоматизма) и получил 2 недели интенсива от бабушки перед экзаменом. Вспотел и более-менее все сдал. Я и бабушка отделались легким испугом (перед бабушкой мне до сих пор стыдно). Вобщем все эти разборы - это офигенное умение думать, помнить, делать выводы и это надо тренировать ПОСТОЯННО.
Увы, это можно сделать увлекательно, типа квестов, находилок и прочего, но я таких материалов не знаю.
Вообще если бы кто-то типа Юли Луговской за это взялся, мне кажется, моно было бы неплохо заработать. Но это а)сложно б)надо все-таки очень хорошо понимать что делаешь
Я вот пойду смотреть всякие поурочные разработки на предмет кроссвордов и интересных идей дл повторения в машине и самолете.
Увы, ни хороших настолок, ни словесок про морфологические и синтаксические разборы я не знаю.
Очень помогли в обучении книжки Татьяны Рик... они внесли хоть какое-то оживление в изучение падежей и частей речи.
Я для себя решила, что для очень хорошего знания русского, мне нужен профессионал и такового нашла. У них с Сэмичем уже было первое занятия и Я выучила для себя много интересного. Сразу скажу, профессионалом не поделюсь, иба сама пол года человека уговаривала, он малышами как-то совсем не занимается.
Но честно вам скажу, их есть. Я помню, как моя Катя с репетитором по русскому занималась и как ей пары занятий хватало, чтобы с шаткой тройки сдавать на твердую четверку. Причем знания полученные до этой шаткой тройки рассыпались как пыль, а данное репетитором въедалось в мозги почище равчины.

Литература - тут я еще в прошлом году сдалась и отдала это на откуп профессионалу. И, надо сказать, моей заботой за весь год было только поставлять ребенку книжки и заставить его выучить наизусть стихи перед экзаменом. Но и будем честны, требования в 3м классе никакие. Надо читать и понимать прочитанное.
При сдаче выяснилось, что вместо 10 каких угодно стихов, надо было учить 5 но из учебника.
В учебнике выбор не ах, так что я рада, что мы сделали так, как сделали.
Я очень люблю Сэмиковы уроки литературы... они его как-то больше человеком делают. Мальчик не любитель задумываться над тяжелыми вопросами и со мной уходит в глухой отказ, а с учительницей они обсуждают.
И, надеюсь, в этом году начнут писать. Ибо нам как-то надо выходить на написание сочинений. Тут я собираюсь бить сразу с двух сторон: и на русском и на литературе... Ибо уже вижу, что просто это не будет

Английский - изучаем нами второй год. Учебник шикарный, тетради сложные, тесты непростые, аудиодиск прилагается.
Диск мы слушали мало, зато много путешествовали. От себя я добавила обязательное чтение книгна английском и ребенок очень сносно зачитал практически без словаря. Это дало словарный запас, но не решило проблему с писаниной. На этот год собираюсь добавить просмотр как минимум одного кино на английском в неделю.
Из промахов: яязык у ребенка очень хороший но пассивный, и произношение ужасное.
Учитель сказал, что у них требования на сдачу: ребенок должен произнести 5-6 предложений на заданную тему.
Темы 4го класса:
- учеба в школе, мой класс, моя школа
- место где я живу (в прошлом году была комната, теперь расширили)
- Лондон
- путешествия/транспорт (покупка билетом, аэропрт/вокзал, пересадки, части света, отели, рестораны)
- Моя страна (видимо Голландия у нас будет)
- хобби

Вобщем ничего запредельного. Что по грамматике я пока не знаю, учебничек до меня не доехал, а по тетради не выкусишь. Подозреваю, что все перфекты и "он сказал, что...", но это только подозрения.

Окружайка - бездоннейший предмет. До сих пор не понимаю, как его изучать правильно. Мы слушали и смотрели Романа Борисовича Соловьева, смотрели курс на диске к нашему учебнику, просто смотрели и читали по разным темам.
И все-равно знаний мало. Катастрофически мало. Несвязаны в систему, забываются, не становятся частью жизни совсем. То, что у Сэма есть в Голландской школе - это слезы. Оно называется "космическое обучение" и у Сэма честно в табеле за год так и написано "знает больше учителя". Но увы, темы и глубина там настолько позорны, что я даже говорить об этом не хочу. Знаешь, сколько планет в солнечной системе? Знаешь что у индейцев были перья на голове? Супер! Сэмич на этих уроках читает информационные буклеты и обогащается всякими странными знаниями - типа прочел жизнеописания всех президентов США =)))) запомнил аж с годами жизни.
Как результат бессвязного изучения разных вопросов на экзамене не ответил на вопрос "что не растворяется в воде" варианты ответа были: соль, глина, уксус, кислород - про соль и кислород ребенок знал, про глину, вроде бы тоже, но он же видел, как мы ее размачивали водой! ну а что такое уксус ребенок как-то не знал, посему его и выбрал...

Вообще вопрос сильный и требует еще и обсуждения, что такое "растворяется". Ребенок по выходе еще сказал, что жалко, что там была соль, а не сахар, ибо про сахар он точно знал, что "не растворяется" прочтя по химии про то как молекулы сахара занимают межмолекулярное пространство в воде (чем наверняка поверг бы учительницу в полное замешательство)

Ну вот как-то так. К концу года измотанная я решила было, что надо это бодягу заканчивать...
Но мы же не бросаем на спаде... А вернувшись со всеми четверками ребеночек радостно сказал, что он хочет продолжать, ибо "всего два года осталось до физики и химии, а историяя вообще за углом!"

Ну что, тянем дальше. Мальчик вот уже 4 работы по рисованию сделал.
Если у вас есть чем поделиться по теме, или мысли как таки перевести письмо и сочинительство на рутинный уровень - буду благодарна. Только про "заставлять" не надо. У нас это уже не пройдет =(
Tags: 3й класс, Домашнее обучение, Сэми, Сэмик, Сэмми, домашнее обучение, русская школа, школа
Subscribe

  • Tuve 100

    Она написала мои самые любимые книжки. Я даже Семику их сейчас не показываю. Это такое вечное и мое-мое, что глупо прячу их в шкафу, чтобы по…

  • Давно хотела написать про Сэмикову учебу.

    Времени не было совсем, дико давила ситуация с Голландской школой и как результат руки у меня не доходили. Если в конце прошлого года я думала, что…

  • 4й класс - Окружайка и обществознание.

    Мы с Смичем продождаем углубляться в школьную программу: в окружайке в этом году какое-то море проектов, сложных для моего пнимания. Мне, увы, не…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 20 comments

  • Tuve 100

    Она написала мои самые любимые книжки. Я даже Семику их сейчас не показываю. Это такое вечное и мое-мое, что глупо прячу их в шкафу, чтобы по…

  • Давно хотела написать про Сэмикову учебу.

    Времени не было совсем, дико давила ситуация с Голландской школой и как результат руки у меня не доходили. Если в конце прошлого года я думала, что…

  • 4й класс - Окружайка и обществознание.

    Мы с Смичем продождаем углубляться в школьную программу: в окружайке в этом году какое-то море проектов, сложных для моего пнимания. Мне, увы, не…